Роль дидактической игры в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста курсовая

Настольные игры, разнообразные игрыпособия типа картинок, предметного лото, домино тематические игры где что растет, когда это бывает, кому это нужно и др игры, требующие двигательной активности, сноровки и т д летающие колпачки, попади в цель, гуск и др игры типа мозаики все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 24 партнров настольнопечатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости на карточках лото, парных картинках, книжкахширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображнного предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке в них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор основное их предназначение повеселить, позабавить детей, порадовать их к играмзабавам относятся такие известные, как поймай зайчика, жмурки с колокольчиком определение направления по звуку, кто скорее соберт картинку на координацию движений и др один из основных элементов игры дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия наличие дидактической задачи или нескольких задач подчркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в ввиду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры честность, скромность, наблюд ательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность в каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой при определении дидактической задачи следует избегать повторений в е содержании, трафаретных фраз воспитывать внимание, память, мышление как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других внимания, в третьих мышления воспитатель должен заранее это хорошо знать и соответственно определять дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей истоки е в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями в потешках, игровых песенках, в играх ладушки, сорокабелобока, в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребнка к окружающим предметам, называет их в дидактической игре содержатся все структурные элементы части, характерные для игровой деятельности детей: замысел задача, содержание, игровые действия, правила, результат но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста наличие дидактической задачи подчркивает обучающий характер игры, направленность е содержания на развитие познавательной деятельности детей в отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребнка важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей игровая задача иногда заложена в самом названии игры: узнаем, что в чудесном мешочке, кто в каком домике живт и т п интерес к ней, стремление выполнить е активизируется игровыми действиями чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной в играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников при распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны в младших группах это чаще всего однодва повторяющихся действия, в старших уже пятьшесть одним из элементов дидактической игры являются правила они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем с помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоциональноволевое усилие в результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер обучающие консультация роль дидактической игры в развитии речи ...

Роль дидактической игры в ...: роль дидактической игры в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста курсовая.

Правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает е, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре результат дидактической игры показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путм игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает е целостность, снижает воспитательное воздействие в детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами при подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия основным элементом дидактической игры является дидактическая задача это может быть ознакомление с окружающим природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи, закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений содержанием дидактических игр является окружающая действительность природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др большая роль в дидактической игре принадлежит правилам они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели правила помогают развивать у детей способности торможения особенно в младшем дошкольном возрасте они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность каждому хочется первым вынуть игрушку из чудесного мешочка, получить карточку, назвать предмет и т но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию игровое действие это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание, детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи некоторые упражнения с дидактическим материалом воспитатели упорно называют играми например, в упражнении считай правильно дети складывают в определенном порядке карточки с числами или цифрами один плюс два, два плюс три, затем проверяют произведенное действие на палочках ничего игрового здесь нет, а есть упражнения в арифметических действиях перед детьми выступает не игра, а обучение решить задачу, сколько будет один плюс два после решения этой задачи ребенок сидит и ждет, что делать дальше, так как индивидуальное задание он выполнил здесь нет игрового действия, которое заинтересовало и привлекло детей, создавало бы у них интерес к правилам и выполнению задания а поэтому их нельзя считать дидактическими играми в каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма дидактические игры способствуют и художественному воспитанию совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться свода красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук дидактические игры незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста p настольнопечатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода p p на карточках лото, парных картинках, книжкахширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты p p подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображнного предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке p p к играмзабавам относятся такие известные, как поймай зайчика, жмурки с колокольчиком определение направления по звуку, кто скорее соберт картинку на координацию движений и др p p один из основных элементов игры дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия p p наличие дидактической задачи или нескольких задач подчркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей p p представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться p p при определении дидактической задачи следует избегать повторений в е содержании, трафаретных фраз воспитывать внимание, память, мышление p p как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других внимания, в третьих мышления p p в потешках, игровых песенках, в играх ладушки, сорокабелобока, в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребнка к окружающим предметам, называет их p p в дидактической игре содержатся все структурные элементы части, характерные для игровой деятельности детей: замысел задача, содержание, игровые действия, правила, результат p p но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста p p важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у роль дидактической игры в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста курсовая: консультация роль дидактической игры в развитии речи роль дидактической игры в .